Інтерв`ю

Фома Неверующий: без права на ошибку

Фома Неверующий: без права на ошибкуПочему апостол Фома не поверил сразу, чему нас учит его пример, как может современный человек свидетельствовать о Боге? Отвечает митрополит Антоний (Паканич) накануне Фоминой недели.

Детальніше...

Як провести Страсний тиждень

Як провести Страсний тижденьУ православних християн сьогодні розпочинається останній тиждень Великого посту – Страсна седмиця.

Детальніше...

Мариино Стояние: Зачем присутствовать на самой длинной службе в году и сколько поклонов нужно сделать - отвечает митрополит Антоний (Паканич)

Как помогает Господь в борьбе со страстями, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

– Чем особенно богослужение в день Марииного стояния? Что мы вспоминаем?

– Название «Мариино стояние» это богослужение получило из-за своей продолжительности, поскольку в среду вечером полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского вместе с житием преподобной Марии Египетской как образец духовного перерождения через пост и молитву.

Церковь всегда предлагает нам образцы покаяния с тем, чтобы мы видели, как человек, движимый силой покаяния, достигает неба. Часто люди, пришедшие в Церковь после насыщенной разными событиями жизни, переживают, хватит ли у них сил для исправления, поможет ли им Господь в борьбе со страстями. Ведь враг рода человеческого любит вселять помыслы маловерия, малодушия, отсутствия надежды на Спасителя. Церковь же показывает – та, которая достигла, как сейчас бы сказали, социального дна, та, которая жила жизнью крайне грешной через покаяние, стала великой святой!

Кстати, не случайно прп. Мария Египетская вспоминается сразу после воскресения, посвященного прп. Иоанну Лествичнику, изложившему правила духовной жизни, следуя которым человек, как бы восходя по ступенькам, может достичь Царствия Божия. 

– Является ли эта служба самой длинной в году?

– Да, бесспорно, из за чтения Великого покаянного канона эта служба длится дольше обычного, но в Богослужебном году есть службы, которые могут «поспорить» с «Марииным стоянием» по длине, например, некоторые службы Страстной седмицы.

– Сколько земных поклонов нужно сделать во время службы?

– По благочестивой традиции во время чтения Великого канона принято совершать земной поклон в начале каждого тропаря. Соответственно, количество поклонов составляет 250. Это нелегко. Но, несмотря на это, большинство верующих стараются совершить такой нелегкий подвиг.

Количество поклонов всегда должно определяться соразмерно духовным и телесным силам человека. Нам следует помнить, что Господь смотрит прежде всего на сердце человека, а не на его физическую подготовку.

Поэтому важным является не количество положенных поклонов, а наш молитвенный настрой. Святые отцы всегда говорят о том, что лучше пару слов в уме сказать Богу, чем совершить тысячу поклонов, думая при этом о ногах.

Беседовала Наталья Горошкова

Митрополит Антоній розповів про духовний зміст свята Благовіщення

Митрополит Антоній розповів про духовний зміст свята БлаговіщенняПравославні християни 7 квітня святкують Благовіщення Пресвятої Богородиці.

Детальніше...

Взгляд Церкви: два лика патриотизма

Взгляд Церкви: два лика патриотизмаПоддавшись определенным идеологическим заблуждениям, можно послужить не во славу, а во вред Родине.

Детальніше...

Митрополит Антоний (Паканич): Пост – время милосердия

Митрополит Антоний (Паканич): Пост – время милосердияМногие читатели спрашивают, как им следует провести Великий пост. Мне хотелось бы вспомнить фрагмент главы 25 Евангелия от Матфея - о том, как Спаситель отрывает двери своего Царства для всех тех, кто давал Ему питие, пищу и одежду, не оставлял его в темнице и болезни.

Детальніше...

Митрополит Антоний (Пакнич): Усердно молим Господа о мире

Митрополит Антоний (Пакнич): Усердно молим Господа о миреЛетом христианский мир ждет очень важное событие — Всеправославный Собор, где соберутся предстоятели поместных церквей. Идея созвать такой собор возникла еще полвека назад. Путь к ее реализации оказался долгим и только сейчас дело дошло до практических шагов. Одним из них стала встреча глав православных церквей, состоявшаяся в конце января. С разговора об этом мероприятии и началась наша беседа с Управляющим делами УПЦ, ректором Киевских духовных академии и семинарии митрополитом Бориспольским и Броварским АНТОНИЕМ.

Детальніше...

Митрополит Антоний (Паканич): Монастырь – это не хобби на пенсии

Митрополит Антоний (Паканич): Монастырь – это не хобби на пенсииЗачем уходить в монастырь, и почему митрополит Антоний решил принять монашество.

Детальніше...

Митрополит Антоний (Паканич): Молодость всем сердцем тянется к справедливости

Митрополит Антоний (Паканич): Молодость всем сердцем тянется к справедливостиОдним из основополагающих шагов на данном пути, без сомнения, является массовое вовлечение молодых людей в служение ближним.

Детальніше...

"Путь мученичества можно измерить только собственными слезами" - митрополит Антоний (Паканич)

Вся история Церкви строилась на подвигах. Узнавая жизнь новомучеников и исповедников, мы соприкасаемся с опытом стояния в вере, стояния за Христа. Митрополит Антоний (Паканич) – о подвигах, укрепляющих Церковь, закаляющих сердца, побеждающих смерть.

Детальніше...

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний: Агрессия сегодня действительно происходит. И ее очень много. В нас с вами

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний: Агрессия сегодня действительно происходит. И ее очень много. В нас с вамиКаким был прошедший год для Украинской православной церкви — первый полный год с новым Предстоятелем УПЦ, чего для Церкви было больше в 2015-м — горя или радости? И чего ждать от года наступившего? Об этом с корреспондентом «2000» беседует Управляющий делами УПЦ, ректор Киевских духовных академии и семинарии митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

Детальніше...

Взгляд церкви: уроки святителя Николая

Взгляд церкви: уроки святителя НиколаяЧерез несколько дней, в субботу, мы будем праздновать день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Этот удивительный человек стал одним из наиболее любимых и почитаемых святых на нашей родной земле. Ведь именно в нем так явно и во всей полноте совместились безграничное милосердие к ближним и горячая верность Богу. Ярким свидетельством этому являются множество случаев из его жизни.

Детальніше...

Митрополит Антоній (Паканич) – про трагедію в Парижі

Коментуючи серію терактів, які відбулися в Парижі у нiч з 13 на 14 листопада, керуючий справами УПЦ митрополит Бориспільський і Броварський Антоній звернув увагу на те, що катастрофи такого масштабу змушують міцно задуматися над тим, що відбувається всередині і навколо кожного з нас. Про це повідомляє Інформаційний відділ УПЦ, з посиланням на тижневик «Аргументи і факти».

Париж поринув у траур. Жахливі теракти призвели до загибелі близько 150 людей. Після того, що сталося в концертному залі Батаклан, в 11-окрузі столиці Франції, а також на стадіоні Стад де Франс, життя вже не зможе бути таким, як було раніше.

Незабаром ми станемо свідками подій, які можуть докорінно змінити логіку розвитку і функціонування ЄС. Ехо паризької трагедії також буде тривалий час віддаватися і на глобальній міжнародній арені.

Однак основну увагу потрібно звернути все ж не на це. Катастрофи такого масштабу змушують міцно задуматися над тим, що відбувається всередині і навколо кожного з нас. Вони не тільки протвережують затуманену житейською суєтою свідомість, а й піднімають серйозні моральні та духовні питання. У першу чергу, про наш реальний внутрішній стан, ставлення до інших людей, а також цінності, які ми сповідуємо.

Кожен з нас знає, що не можна насміхатися з чужих бід і нещасть. У теорії з цим твердженням погоджуються практично всі. Однак у реальному житті про нього часто забувають. Як наслідок – у багатьох випадках катастрофа ближнього стає приводом для знущань, глузувань і відповідних зневажливих коментарів. Ніхто при цьому не замислюється, що такими діями розширюється ареал зла. І що зловтіха щодо чужої проблеми може стати тим незримим магнітом, який притягне щось жахливе до того, що дорого вже тобі. Наприклад, коханій людині або твоїй родині.

Ми також упевнені в тому, що пізнання невластивих нашому суспільству цінностей нас тільки збагачує, роблячи більш вільними і різнобічними. Дане переконання має право на життя за умови збереження пріоритету своєї віри і культури. Адже варто лише розірвати зв’язок з власною духовною і культурною базою, загравшись в толерантну гру з зовнішніми ідеологічними, релігійними та іншим віяннями, як у суспільстві виникає криза національної самосвідомості. При цьому духовний вакуум, що утворюється недовго залишається незаповненим. У нього спрямовуються найрадикальніші й убивчі ідеї. Саме вони потім і рухають молодими людьми, які забирають чужі життя заради ефемерних «високих цілей».

Тижневик “Аргументи і Факти” № 47 18/11/2015

Митрополит Антоний: первый шаг к духовному миру - возврат захваченных храмов

Митрополит Антоний: первый шаг к духовному миру - возврат захваченных храмовМитрополит Антоний рассказал о конфликте в Катериновке, дискриминации канонического православия и надежде. «Для нас очень значимо то, что православные церкви мира нас поддерживают. Они усиленно молились и молятся о мире на украинской земле. Такая молитва звучит в Иерусалиме и на Афоне, в Болгарии и Сербии, других православных странах», - говорит митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинкой православной церкви, который согласился ответить на вопросы читателей «АиФ».

- Страсти в Катериновке накалились после подписания председателем Тернопольской облгосадминистрации документа о том, что в храме святого великомученика Георгия Победоносца, который принадлежит общине Украинской Православной Церкви, должны проходить поочередные богослужения, - рассказывает митрополит Антоний. - Этим решением губернатор превысил свои полномочия. Община обратилась в суд. Пока шло судебное разбирательство, прихожане служили во дворе церкви, чтобы не провоцировать конфликт с представителями Киевского патриархата. Однако и это не помогло. 21 сентября, на праздник Рождества Богородицы, группа радикалов из «Правого сектора» и сторонников КП, выломав окно, проникли в храм. Произошел банальный рейдерский захват. Когда наши прихожане попросили отдать захваченный храм, против них и была применена сила. Били дубинками, использовали слезоточивый газ.

Сейчас, после широкой огласки того беззакония, которое произошло 21 сентября на Тернопольщине, оппоненты нашей Церкви пытаются доказать, что все происходило в рамках дозволенного, без применения силы. Однако правду утаить весьма сложно. Так, в сюжете телеканала НТН, который был посвящен конфликту в Катериновке, сторонница Киевского патриархата на камеру сообщает, что они проникли в храм утром и заняли его силой.

Двойные стандарты

- А может не стоит проявлять настойчивость. Почему УПЦ не соглашается на поочередные богослужения в храмах, на которые претендует УПЦ Киевского патриархата? Т. Судакова, Киев.

- В самом вопросе сокрыт ответ на него. Что значит претендует? Если в каком-то населенном пункте создается община Киевского патриархата, вполне естественным шагом выглядит строительство для ее нужд нового храмового помещения. Именно это, а не захват чужих церквей, является нормальной и естественной практикой.

Представьте, что вы за свой счет построили дом. Причем вложили в него не только много денег, но и времени, а также своих сил. И вот в какой-то момент к вам приходят соседи и говорят, что общим решением сельского собрания ваш дом должен перейти к ним. Вы, конечно же, возмущаетесь и начинаете отстаивать свои права. Через определенный период времени вам поступает новое предложение. В виде компромисса вас просят обеспечить поочередное проживание в вашем доме. Например, по четным днем в нем живете вы, а по нечетным – претендующие на него соседи. Вы согласитесь с таким предложением? Уверен, что нет.

И еще один момент. Когда недавно греко-католики в селе Турильче Тернопольской области обратилась к представителям Киевского патриархата с предложением о поочередном богослужении в храме, который сейчас принадлежит УПЦ КП, те отказались. Вам не напоминает это двойные стандарты?

Референдумы и рейдерство

На конференции ОБСЕ по вопросам прав человека в Варшаве архиепископ УПЦ КП Евстратий предложил рецепт решения проблем с храмами УПЦ, которые переходят в Киевский патриархат. Его суть такова – в каждом случае пусть храм остается за большинством общины, а меньшинство пусть получает другое помещение… Валерий Петренко, Киев.

- До проведения этой конференции я в публичной плоскости высказывался в отношении проблемы захвата храмов нашей Церкви. С недавних пор представители Киевского патриархата начали активно заявлять о необходимости установления мира и стабильности на украинской земле. Это правильная мысль и правильный сигнал. Однако нельзя ратовать за примирение только на словах. Нужны конкретные дела, которые бы доказывали искренность этих слов. Например, возврат Украинской Православной Церкви всех захваченных у нее храмов.

Все иные шаги со стороны Киевского патриархата будут выглядеть как банальный пиар или попытка оправдать свои неправомерные действия. Ведь то, что предлагается, очень похоже на ситуацию, когда рейдер, с помощью силы или обманных схем завладев твоим имуществом, выходит на тебя с идеей не о возврате захваченного, а о рассмотрении схемы, на основании которой можно было бы претендовать на дальнейшее освоение оставшихся в твоих руках активов.

Давайте вернемся к вопросу так называемых референдумов, решения которых становятся подспорьем для передачи наших храмов Киевскому патриархату. В них принимают участие все, кому не лень. Не только члены общины храма Украинской Православной Церкви, но и другие жители населенного пункта, где он расположен. Они зачастую являются атеистами, иноверцами или захаживают в церковь по большим праздникам. Были случаи, когда соответствующие подписи ставились даже за младенцев.

Разве могут быть правомочными решения таких референдумов? Конечно, нет. Однако именно ими зачастую прикрывают незаконное отбирание наших храмов. При этом происходит манипуляция. В некоторых средствах массовой информации или публичных заявлениях все подается как решение общины, а не решение жителей того или иного населенного пункта. Ведь если бы вопрос рассматривался реально только общиной, представители Киевского патриархата не смогли бы перевести под свое крыло значительное количество отобранных у нас храмов.

В Европе услышали

- Наслышаны о событиях в Катериновке. Скажите, а чувствуете ли вы поддержку со стороны других канонических православных церквей. Могут ли они повлиять на нашу власть – заставить разобраться в конфликте по справедливости? А. Сысоев, Сумская обл.

- Православные церкви мира поддерживают Украинскую Православную Церковь. Для нас очень значимо то, что они по нашей просьбе усиленно молились и молятся о мире на украинской земле. Такая молитва звучит в Иерусалиме и на Афоне, в Болгарии и Сербии, других православных странах.

Конечно же, существует серьезная обеспокоенность и о судьбе Украинской Православной Церкви. Православные иерархи, в частности Патриарх Иерусалимский Феофил ІІІ, осуждают захваты наших храмов и призывают тех, кто вершит рейдерство, одуматься.

Примечательно, что информация о дискриминации нашей церкви стала выходить за пределы Украины. Видимо, ее масштабы уже невозможно не заметить. Только за последнее время соответствующие материалы появились на сайте греческого агентства церковных новостей «Ромфеа» и ресурсах Сербской Православной Церкви.

Прием у Понтифика

- Читала, что в сентябре прошла встреча патриархата Филарета, главы УПЦ Киевского патриархата с Папой Римским. Что думает по поводу этой встречи каноническая Украинская православная церковь? Н. Мураховская, Днепропетровск.

- Мне сложно дать какую-либо оценку, поскольку как таковой встречи между Папой Римским Франциском и главой Киевского патриархата скорее всего не было. В Белом доме, где проходил прием в честь понтифика, присутствовало множество гостей. Среди них был и глава УПЦ КП. О его личном общении с Папой Римским нигде не упоминалось. Ни на официальных ресурсах Ватикана и Киевского патриархата, ни в светских СМИ.

Источник - АиФ №44 28.10.2015

По материалам сайта Спілки Православних Журналістів

Четыре вопроса к владыке Антонию: О войне и мире, духовном образовании и диалоге с властью

Перед началом международной богословской конференции, приуроченной к 400-летию с момента основания православной Братской школы в Киеве, Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии митрополит Бориспольский и Броварской Антоний совместно с иностранными гостями совершил выход к прессе. Мы отобрали четыре наиболее актуальных, на наш взгляд, вопроса, которые подняли журналисты в краткой беседе с Владыкой.
 

Владыка, поздравляем Вас с исторической датой, желаем дальнейшего процветания православной духовной жизни в Киеве. Вопрос. Учитывая, что живем в сложные времена испытаний, как это отражается на подготовке нового поколения священников?  К решению каких проблем их нужно готовить и к чему вы их готовите уже сейчас?

Духовная школа как образовательный центр должна всегда соответствовать современности. Покойный Блаженнейший Митрополит Владимир как-то на вопрос о том, кто такой современный священник, ответил так: «это современный человек». Это не значит, что современный священник находится под властью и влиянием того негатива, который сейчас есть в этом мире. Это значит, что современный священник и современный студент должен понимать ту проблематику, которая существует, и найти достойный ответ, правильный ответ, ответ, который может услышать современный человек относительно тех проблем, которые переживает современное общество. Ведь проблемы по сути своей одни и те же. Они просто видоизменяются, и нам нужно найти ответ, который бы соответствовал евангельской истине и церковному преданию, и в этом плане воспитывать будущее поколение. Поэтому наши студенты и  воспитываются в этих направлениях.

Например, сейчас есть такие предметы, которые не существовали в дореволюционное время и более раннее время. Например, «Основи мови жестів». Мы учим своих студентов, чтобы они на элементарном уровне могли выслушать исповедь человека, который по разным причинам не умеет говорить – не имеет этого дара. Есть такой предмет, например, как пастырская психиатрия, который помогает будущему священнику определить, кто перед ним: душевнобольной человек, человек, которому нужно посоветовать обратиться к врачу или здоровый человек с духовными проблемами. Здесь есть аспекты пастырского служения, которым мы пытаемся обучить наших студентов со студенческой скамьи, чтобы это было подспорьем на будущее.

Что касается пастырского учения, в проповедях сейчас часто звучат вопросы войны и мира. Возможно, сейчас заново приходится определять эти понятия, какие новые слова находят ваши ученики, чтобы достучаться к сердцам верующих?

Знаете, современная цивилизация порой уводит нас от основных причин тех или иных явлений. Например, если говорить о войне, то находится ряд различных причин – политических, геополитических, социальных и тому подобное, хотя на самом деле главная причина любого противостояния, особенно военного, – это грех. И человек должен научиться видеть прежде всего недостаток в самом себе, научиться понять и принять другого человека, который, может, сегодня не разделяет моих убеждений, но принять его, потому что он – образ Божий. Господь его создал и так же, как и меня, терпит, и поэтому нужно на него смотреть прежде всего как на образ и подобие Божие. Наверное, главный недостаток нашего общества – недостаток доверия. Мы перестали доверять друг другу, мы перестали смотреть с открытым лицом друг на друга. К сожалению, мы смотрим друг на друга через прицел оружия, и это очень страшный грех. Один из  святых 20-го века так и сказал: «самым страшным грехом сегодня является грех войны», поэтому нужно преодолевать этот грех в человеке, найти подлинную причину этих противостояний и говорить об этом открыто.        

Чи не зазнають саме студенти духовних шкіл в Києві тиску або перешкод з боку уряду чи радикально налаштованих угрупувань?

Ви знаєте, з часу, коли була спроба захоплення Києво-Печерської Лаври в лютому минулого року, і основними захисниками Лаври виступили студенти Київської духовної  академії, я можу сказати, що в Києві не існує якихось радикальних протистоянь. Але на жаль, місцева влада, особливо перед виборами, використовує релігійний фактор для привернення електорату, щоб за них проголосував. На жаль, в них немає такої можливості похизуватися економічними досягненнями, тому обирається карта псевдопатріотизму, люди піддаються деяким провокаціям, тому і відбуваються подібні захоплення храмів. Їх захищають всі – і молоді студенти, і старі бабусі, які є дійсно віруючими людьми. І все це є Церквою, що проявляє себе інколи і в таких випробуваннях.   

Как вы собираетесь защищать безопасность храмов и свои права в будущем? Есть какие-то методы, которые вы для себя определили?

Сейчас мы работаем в стиле обращений. Может быть, Вы смотрели, мы были в Кишиневе на международной конференции, и обратились к Президенту, чтобы он как гарант Конституции защитил права православных  граждан. Может быть, и на нашей конференции здесь стоит в связи с этим обратиться и напомнить, что идти в Европу с тоталитарным багажом очень тяжело.

  

По материалам сайт Спілки Православних Журналістів